Выставка «(Не) просто каллиграфия» Антоши Хаустова

Только одну неделю с 1 по 8 ноября 2020 в Выставочном зале Управления культуры г. Челябинска ( ул. С.Кривой, 30) работает выставка «(Не) просто каллиграфия» Антоши Хаустова.

Как подсказывает всезнающая Википедия, определение каллиграфии гласит – «искусство оформления знаков в экспрессивной, гармоничной и искусной манере». А что такое современная каллиграфия? В просторах интернета на этот вопрос нет единого и точного определения. Но разговор хотелось бы вести именно в этом контексте, потому что проект «(Не) просто каллиграфия» – это абсолютно современная история. История синтеза традиционных каллиграфических техник, которые существуют сотни лет с Урбан культурой (граффити, стрит-арт). Это новый визуальный язык, которому есть что сказать.

Проект «(Не) просто каллиграфия» – это прежде всего Свобода… Свобода, предоставленного нам художником Выбора… Выбора опускать скобки или нет…

Антоша Хаустов – лицо современной каллиграфии. Художник, который поднимает в своем творчестве важные вопросы. Каждая его работа – это послание, зашифрованное в изогнутых и прямых линиях, в диагоналях и кругах, в водоворотах букв, которые завораживают, будоражат, умиротворяют… Каждая его работа  – это новые эмоции, новые ощущения. Музыкант по образованию, он пришел к каллиграфии через звуки, осознав, что и то и другое – это прежде всего процесс написания. Процесс, который можно сравнить с медитацией.

Словосочетание «современное искусство»имеет некоторый привкус пафоса  и сейчас, как никогда, это ощущается  — это история про бренд, бренд,который художник должен создавать, про популярность, про умение себя продавать, умение делать определенные выходки, которые будут цеплять зрителя и т.д. Современное искусство – это мир, который живет по своим законам, и мы это прекрасно понимаем, и чтобы стать здесь популярным, необходимо следовать этим законам. Вопрос лишь в том, какими методами обретать эту самую популярность.

 Антоша Хаустов в своем творчестве поднимает очень важный вопрос. Вопрос об искренности происходящего. Насколько искренне творчество, ориентированное только на результат, особенно если это погоня за подписчиками, лайками, хайпом и прочими «показателями качества» в современном мире, используя при этом обнаженные и полуобнаженные женские тела.  Конечно, это имеет место быть, но, когда это только ради привлечения внимания – это больше про бизнес и встает вопрос искренности такого творчества. Он считает: «Настоящий художник – не должен идти на подобные авантюры, потому что…таким образом он продает внутри самого себя самую важную часть – Искренность».

«Важна ли искренность, когда нечем дышать?»

В его понимании творчество – это прежде всего процесс созидания. Художник должен «почувствовать полное отождествление себя со Своим Делом» (А.Х).  А что значит — отождествление себя со Своим Делом? Что это за критерий, который показывает, насколько ты един с тем, что ты делаешь? Ответы на эти вопросы мы найдем в еще одном лейтмотиветворчества Антоши Хаустова. Дыхание! В его понимании, ты и твое дело едины, когда внутри рождается простая физиологическая необходимость в творчестве, ровно как мы испытываем потребность дышать.

 «Еще дышишь? Еще дышу»; «Ты – это то, что ты дышишь, ты – это то, как ты дышишь». «Дыхание. Гармония. Цикличность».

У каждого художника свой путь, которым он идет. У Антоши Хаустова – этот путь начался с ограничений. И именно ограничения являются для него мощнейшим катализатором творчества. Чтобы заниматься (не) просто каллиграфией ему необходимы были инструменты. И в этот самый момент появляются ограничения — в выборе,в ресурсах. И единственным верным выходом для него становится решениеделать их самому. Так необходимость заниматься (не) просто каллиграфией, расширила сферу его деятельности и «чем больше занимаешься подобными вещами, чем дальше ты идешь по такому пути, тем более интереснее и самобытнее идеи появляются» (А.Х.). А появляется проект, который, как кажется, не имеет никакого отношения к каллиграфии – это гитара. Собственноручно сделанная с нуля гитара. Проект длиною в год. «Со временем я понял, что инструменты для каллиграфии…являются теми же самыми гитарами, только в несколько уменьшенном и упрощенном виде» (А.Х). Появилась гитара и понимание того, что все: буквы, инструменты, музыкальные инструменты – все это в равной степени интересно и важно. Но как все это дается? Какими усилиями? И здесь уже про боль. Простую физическую боль от остро наточенных резцов и, что самое страшное — боль эмоциональную. Непонимание — «…вот эта вещь вообще никуда не уходит, и приходиться с этим жить 24/7. Эта боль становится главным спутником. Чем больше углубляешься в свой какой-то особенный процесс, тем более серьезно ощущаешь тотальную Отчужденность… существует что-то сверх, какая-то Магия… и я подозреваю, что именно это главная причина – почему возникает музыка и другие направления искусств. Возникает она в тот момент, когда простая речь отходит на второй план, уступая место какому-то более подходящему явлению, которое лучше сможет отразить всю неоднозначность нашей жизни» (А.Х).

Самое правильное в творчестве, наверное, чтобы высказывание художника содержало нечто, что он в действительности переживает, что его трогает. В этот момент оно стоит того, чтобы быть зафиксированным. Антоша Хаустов – современный художник-каллиграф, которому есть, что сказать. И его высказывания стоят того, чтобы быть зафиксированными.

А теперь давайте вспомним, что нам была дана Свобода Выбора. И это прекрасно. Нас не поставили в рамки, не ограничили. Каждый из нас вправе сам решать, что для него есть современная каллиграфия. Выбор за вами. Вы опустите скобки или нет?

 

Куратор Исаева Полина

https://vk.com/video-191918247_456239034